История университета

С конца XVIII в. изысканием, проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией путей сообщения России занимались Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве. В 1801-1809 гг. оба эти ведомства возглавлял граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826)-видный государственный деятель, дипломат, член Государственного Совета, сенатор. В 1809 г. он представил Императору Александру I «Предложения о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде». В этом документе не только предлагалась новая, единая, более совершенная структура управления всеми путями сообщения России, но и высказывалась мысль о необходимости учреждения в государстве специального высшего технического учебного заведения для подготовки инженеров, способных возглавить строительство дорог и мостов, речных и морских портов, гражданских и транспортных сооружений.

На основании этих предложений в соответствии с Высочайше утвержденным Манифестом 20 ноября 1809 г. было организовано самостоятельное ведомство-Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Корпус был создан для выполнения строительных и ремонтных работ по ведомству путей сообщения, Институт — для подготовки инженерных кадров для этого Корпуса. (Здесь и далее все даты до марта 1918 г. приведены по старому стилю).

Первым ректором (инспектором) Института Корпуса инженеров путей сообщения был назначен Августин Августинович Бетанкур (1758-1824) — испанец по происхождению, ученый с мировым именем, выдающийся инженер-механик, строитель и педагог. Он получил прекрасное образование в Королевском учебном заведении и в Академии изящных искусств в Мадриде. Позднее в Париже, в Национальной школе мостов и дорог, слушал лекции известных французских ученых Ж.-Р. Перроне (1708-1794), Г. Прони (1755-1839) и Г. Монжа (1746-1818). С 1801 г. А. Бетанкур руководил в Испании Корпусом путей сообщения, в 1802 г. создал и возглавил в Мадриде Школу дорог, каналов и мостов. С 1809 г. стал работать в России.

Основная цель создаваемого в Петербурге Института была сформулирована А. Бетанкуром в записке к проекту этого учебного заведения: «... снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».

При организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и при составлении его первых учебных планов и программ А. Бетанкур использовал все самое лучшее в системе высшего технического образования в Европе, что имелось на то время, и в первую очередь опыт своих учителей — Г. Монжа и его знаменитой Парижской политехнической школы, Ж.-Р. Перроне и его Школы мостов и дорог, с работой которых он был хорошо знаком, и, конечно, свой собственный опыт по организации Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде.

Дворец князя Н. Б. Юсупова (архитектор Джакомо Кваренги) — первое здание Института Корпуса инженеров путей сообщения. 1 ноября 1810 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был торжественно открыт, а 3 ноября начались занятия с воспитанниками первого набора.

С самого начала Институт становится одним из самых авторитетных и престижных учебных заведений Петербурга. Выдающиеся ученые, академики и профессора почитали за честь преподавать в нем.

Первоначально Институт был открытым высшим учебным заведением с четырехлетним сроком обучения. Хотя воспитанники и имели воинские звания, но формально Институт считался гражданским учебным заведением, и военные дисциплины в нем не преподавали. В декабре 1823 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов, и в учебные планы были включены военные дисциплины и фронтовое обучение. И только в 1864 г. Институт вновь стал гражданским учебным заведением.

В первые годы своего существования Институт готовил специалистов широкого строительного профиля, но уже в 30-е годы XIX в. в связи с сооружением в России первой железной дороги (1837) в учебные программы курса строительного искусства были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог.

В эти же годы в Институте закладывались основы отечественной школы естественнонаучных дисциплин. И если методика преподавания математических наук вначале разрабатывалась выдающимися французскими учеными П. П. Базеном и Г. Ламе, то продолжали и совершенствовали ее русские академики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский и другие. Первые лекции по «умозрительной» механике в Институте читали профессора А. И. Майоров, Д. С. Чижов, М. Г. Дестрем, Б. Клапейрон и академики С. Е. Гурьев и О. И. Сомов.

У истоков преподавания и создания лабораторной базы по физике стоял академик А. Я. Купфер, а на формирование научной школы химии в Институте большое влияние оказали академик Г. И. Гесс, «дедушка русских химиков» А. А. Воскресенский и создатель периодического закона химических элементов Д. И. Менделеев.

Особый вклад внес Институт в создание в России школы начертательной геометрии. Ученые Института не только развили теорию науки, созданной Г. Монжем, но и разработали на ее основе новые прикладные дисциплины. В 1816 г. профессор К. И. Потье издал первый в нашей стране учебник по начертательной геометрии на французском языке, а в 1821 г. увидел свет первый в России учебник по этой дисциплине на русском языке, автор которого профессор Я. А. Севастьянов по праву считается основоположником отечественной начертательной геометрии.

И уже к середине XIX в. Институт стал одним из крупнейших высших учебных заведений России. В его стенах создавались основы транспортной науки, складывалась система русского инженерно-строительного образования. Яркую страницу в историю Института и отечественного транспортного строительства вписали его первые питомцы, профессора Я. А. Севастьянов, М. С. Волков, И. П. Мельников, Н. О. Крафт, С. В. Кербедз, Н. И. Липин, Д. И. Журавский и многие другие.

В 1864 г. в соответствии с новым Положением об Институте он объявлялся гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.

Институт вступил в следующий этап своего развития — второе пятидесятилетие. В Институте инженеров путей сообщения продолжалось совершенствование учебных курсов общеинженерных, строи-тельных и транспортных дисциплин: cтроительной механике и мостам, по гидравлике, гидротехнике, водоснабжению и водостокам, по постройке и эксплуатации железных дорог и по подвижному составу и тяге поездов.

В это же время профессора Института начали читать лекции по новым научным дисциплинам: по теории упругости в приложении к расчетам сооружений, основаниям и фундаментам, практической фотографии, по геологии и физической географии, по электротехнике и передаче энергии на расстояние, по технологии строительных материалов и другие.

Начало XX в. ознаменовалось созданием новых видов транспорта: электрического, автодорожного и воздушного. Началось их практическое изучение и освоение. В связи с этим в Институте инженеров путей сообщения были открыты соответствующие факультеты, отделения, кафедры и специальности.

Уже в 20-е годы была организована кафедра «Электрические железные дороги», и создана научная школа электрификации железных дорог.

В 1909 г. профессор Н. А. Рынин начал чтение лекций по воздухоплаванию, в 1920 г. в Институте открыт первый в России факультет воздушных сообщений. Ученые Института внесли огромный вклад в становление и развитие высшего авиационного образования в нашей стране, издали целый ряд учебников и учебных пособий по организации воздушных сообщений, а девятитомный труд Н. А. Рынина «Межпланетные сообщения» по праву был назван «космической энциклопедией».

В первой половине XX века. совершенствовались общестроительные и железнодорожные курсы. Лекции по этим дисциплинам читали выдающиеся ученые и известные инженеры. В эти же годы в Институте были основаны широко известные в нашей стране и за рубежом научные школы как по транспортным, так и по общенаучным дисциплинам: организация постройки железных дорог и строительные работы, тоннели, экономика транспорта, взаимодействие пути и подвижного состава, динамический расчет верхнего строения пути, гидро- и аэромеханика и др.

Одновременно с развитием транспорта создавались и совершенствовались устройства управления стрелками и сигналами. С середины XIX в. на транспорте широко используется телеграфная связь, а позднее — телефонная и радиосвязь. В 1930 г. в Институте открывается специализация СЦБ и связи, а в 1933 г. на ее базе был создан одноименный факультет.

Это время поисков, преобразований и экспериментов. Большие структурные изменения произошли и в ЛИИПСе (так с 1924 г. назывался Институт инженеров путей сообщения). На базе его четырех факультетов — водных, воздушных, автодорожных и военных сообщений — были созданы четыре самостоятельных высших учебных заведения:

  • — Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ, 1930),
  • — Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ, 1930),
  • — Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ, 1931),
  • — Военно-транспортная академия (ВТА, 1932).

После такой реорганизации ЛИИПС стал готовить специалистов в основном для железнодорожного транспорта и в 1930 г. был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ).

В 1932 г. произошло разделение ЛИИЖТа на два самостоятельных учебных комбината: Ленинградский электромеханический (ЛЭМУК) и Ленинградский путейскостроительный (ЛПСУК), которые вскоре (1933) были вновь объединены в один институт — ЛИИЖТ, продолжавший развиваться и совершенствоваться как транспортный вуз железнодорожного профиля.

В 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа, а также Московского института инженеров сигнализации и связи создается еще одно новое высшее учебное заведение- Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи (ЛЭТИИСС), который в 1950 г. был переименован в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛЭТИИЖТ), но, просуществовав до 1954 г., вновь был объединен с ЛИИЖТом и вошел в его состав как электротехнический факультет.

Во второй половине XX века. в ЛИИЖТе продолжается совершенствование учебного процесса, углубляется связь с производством, создаются новые специализированные аудитории и лаборатории, в которых применяются современные техниче-ские средства обучения, открываются вычислительный центр и компьютерные классы, разрабатывается первый в практике вузов комплексный план учебно-воспитательной и научной работы, организуются филиалы Института (Великолукский и Рижский), учебно-консультационные пункты.

Создаются новые факультеты — электротехнический, вечерне-заочный, по обучению иностранных учащихся, повышения квалификации, довузовской подготовки, гуманитарный, экономики и социального управления; открываются новые специальности и специализации. Результаты не замедлили сказаться — в 1982 г. Институт произвел самый большой за всю его историю существования выпуск инженеров — 1833 человека.

Лекции по общенаучным, инженерным и специальным дисциплинам в эти годы читали такие выдающиеся ученые, инженеры и педагоги, как А. А. Яблонский — по теоретической механике, А. В. Саталкин — по строительным материалам, В. Г. Березанцев — по основаниям и фундаментам, М. И. Воронин — по изысканию и проектированию железных дорог, В. И. Гнедовский — по мостам, В.М. Волков — по электрической связи, А. А. Эйлер — по электронным и вычислительным машинам, П. Н. Рамлау — по радиосвязи, П. Я. Гордиенко и А. К. Угрюмов — по эксплуатации железных дорог и многие другие.

В 80-90-е годы большое внимание уделяется комплексному планированию и прогнозированию деятельности вуза. Было положено начало перестройке системы подготовки инженерных кадров, что привело к изменению статуса Института — в 1993 г. он стал университетом, получив новое название — Петербургский государственный университет путей сообщения.

С 1989 по 1999 г. ректором вуза был академик Российской академии транспорта, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник транспорта РФ, доктор технических наук, профессор В. Е. Павлов, а учебную работу с 1987 г. возглавлял заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор И. В. Прокудин.

В настоящее время ректором Университета является кандидат экономических наук, доцент А. Ю. Панычев, учебной работой руководит доктор технических наук, профессор Л.С. Блажко.